НОВОСТИ / Приняты меры поддержки российской экономики

Приняты меры поддержки российской экономики
25 марта 2022
Госдума РФ приняла, а Совет Федерации одобрил механизмы поддержки экономического сектора, в том числе строительной отрасли. Представляем обзор изменений законодательства в связи с принятием пакетов антикризисных мер по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.

№ 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Первый пакет мер определен Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В документе говорится, что особенности осуществления градостроительной деятельности в 2022 году могут устанавливаться отдельными федеральными законами без изменения Градостроительного кодекса РФ.

До конца 2022 года СРО в сфере строительства могут предоставлять займы своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Также до конца года отменяются плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства. Что касается штрафных санкций, то Правительство РФ теперь вправе установить случаи и порядок их списания начисленных поставщику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

Кроме того, до конца года 2022 Правительство РФ и субъекты РФ могут определять дополнительные случаи и порядок закупок у единственного поставщика и определять порядок осуществления этих закупок.

В случае непредвиденных обстоятельств допускается изменение существенных условий контракта, который заключен до 1 января 2023 года, если его нельзя исполнить. Однако для этого нужны согласие заказчика, а также решение Правительства РФ.

Правительство РФ в 2022 году вправе устанавливать особенности:

оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации продукции требованиям технических регламентов;
организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, определение случаев и порядка продления, отмены и срока квалификационных аттестатов, а также определение перечня видов профессиональной деятельности, для осуществления которой не требуется получения разрешений;
применения неустойки (штрафа, пени), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве;
включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства;
передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
перечисления застройщику денежных средств участников долевого строительства, внесенных на счета;
внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы;
проведения государственной экспертизы проектной документации;
подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию, размещения сведений в информационных системах;
а также порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству.
№ 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Второй пакет мер определен Федеральным законом от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и касается земельных отношений.

В нем, в частности, указывается, что особенности регулирования земельных отношений в 2022 году могут устанавливаться отдельными федеральными законами без внесения в Земельный кодекс Российской Федерации.

В отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности Правительство РФ, органы исполнительной власти субъекта РФ вправе определить в 2022 году льготную ставку арендной платы за земельный участок. Однако размер арендной платы не может быть менее одного рубля и устанавливаться на срок более 1 года.

До 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя продления срока действия договора аренды, причем независимо от оснований заключения данного договора аренды.

Кроме того, законом 14.03.2022 № 58-ФЗ определена возможность предоставления земельных участков, находящегося в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов, а также возможность определения дополнительных случаев заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности и находящегося в частной собственности.

Также № 58-ФЗ устанавливает особенности осуществления градостроительной деятельности в 2022 году. Так, не должен превышать один месяц:

срок согласования проекта генерального плана с уполномоченным ФОИВ, высшим ОИВ субъекта РФ, в границах которого находится поселение, со дня размещения уведомления в информационной системе территориального планирования;
срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки и межевания территории – с момента оповещения жителей о проведении таких общественных обсуждений до дня опубликования заключения об их результатах.
В некоторых случаях нормативными правовыми актами Правительства РФ, высших ОИВ субъектов РФ могут быть установлены случаи утверждения проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний:

подготовка проектов изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки может осуществляться одновременно с разработкой документации по планировке территории. В этом случае проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по всем таким проектам осуществляется одновременно;
по проектам генеральных планов, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения или городского округа, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, а также в случае внесения изменений в правила землепользования и застройки общественные обсуждения или публичные слушания проводятся только в данном населенном пункте или в ближайшем населенным пункте с участием правообладателей земельных участков.
Правительство РФ в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие:

установление исключений, при которых решение правления Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда не подлежит исполнению;
установление исключений, при которых решения о возврате средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, не подлежат исполнению;
установление случаев и порядка выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков.
Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353

В рамках реализации мер поддержки, установленных федеральными законами № 46-ФЗ и № 58-ФЗ, утверждено Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

В постановлении говорится, что федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, или уполномоченные ОИВ субъектов Российской Федерации в 2022 году вправе с учетом специфики видов разрешительной деятельности принять следующие решения:

о сокращении срока предоставления разрешений и их переоформлении;
о продлении срока действия разрешения;
о предоставлении иных государственных (муниципальных) услуг в сфере разрешительной деятельности;
о сокращении перечня документов и сведений, представляемых для получения разрешения и его переоформления;
о том, что документарная и выездная оценка соответствия обязательным требованиям, временно не проводится;
о сокращении перечня обязательных требований, которым является необходимым условием для предоставления разрешения;
об осуществлении в 2022 году деятельности без переоформления разрешения;
о подаче и принятии в электронном виде заявлений и иных документов и сведений для предоставления разрешения.
При этом ФОИВ и ОИВ субъекта РФ принимают указанные решения в отношении следующих разрешительных режимов:

заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки;
разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения;
заключения (акты) государственной историко-культурной экспертизы;
деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов России;
санитарно-эпидемиологическое заключение;
заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых;
разрешения об установлении изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны;
аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
Государственная экологическая экспертиза;
выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации;
согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства;
разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерльного значения;
аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;
принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
оформление и выдача патентов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ;
выдача разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства;
выдачи разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства;
согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Постановление Правительства устанавливает, что на 2 года продлевается срок действия квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий.

Также срок действия положительного заключения экологической экспертизе продлевается до 31 декабря 2022 года.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 устанавливает особенности ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному проведения соответствия, в том числе образцов продукции, необходимых для проведения процедур оценки соответствия:

установлен перечень товаров, в отношении которых допускается не предоставление таможенным органам документов об оценки соответствия обязательным требованиям;
допускается ввоз на территорию Российской Федерации продукции, предназначенной для обращения исключительно на территории Российской Федерации, без маркировки, предусмотренной обязательными требованиями, в том числе в части маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, знаком обращения на рынке;
с 21 марта 2022 г. до 1 сентября 2022 г. допускается проведение оценки соответствия указанным обязательным требованиям в форме декларирования соответствия в целях выпуска в обращение на территории Российской Федерации продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории;
перечень продукции с указанием кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которой не применяются в отношении вышеуказанных норм, утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Оформление декларации о соответствии в отношении продукции, включенной в перечень, не допускается со дня вступления в силу соответствующего приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339

В рамках реализации мер поддержки, установленных федеральным законом № 46-ФЗ, утверждено Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления».

Так, по 31 декабря 2022 года включительно в дополнение к установленным случаям закупки у единственного поставщика, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно актом Правительства РФ, актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

В документе утвержден перечень случаев, когда подготавливаются указанные акты:

протокол заседания Правительства РФ, координационного или совещательного органа под председательством Председателя Правительства РФ, Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд;
протокол заседания Правительства РФ, координационного или совещательного органа под председательством Председателя Правительства РФ, Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций содержит решение, определяющее конкретную закупку для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
поручением Председателя Правительства РФ в целях реализации решений Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций определен единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения федеральных нужд);
закупка осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения соответственно федеральных нужд или нужд субъекта Российской Федерации).
При осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика:

в контракте указывается конкретный случай, на основании которого подготовлен акт, и в соответствии с которым осуществляется закупка;
обоснование цены контракта является неотъемлемой частью контракта;
исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов осуществляются в порядке, установленном для контракта, заключенного по результатам осуществления закупки у единственного поставщика;
не позднее 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа уведомление о закупке. К такому уведомлению прилагается копия заключенного контракта.

ИСТОЧНИК: Строим Просто