пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
27
28
29
30
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

НОВОСТИ / Light Industrial: будущее складов

Light Industrial: будущее складов
17 апреля 2017
Что сегодня происходит с запросами менее 2000 кв. м на рынке складской недвижимости? Есть ли интерес к Light Industrial со стороны инвестфондов? Интересен ли подобный формат в регионах? Какие проблемы стоят на пути развития формата? Обо всем этом и многом другом рассказали лучшие эксперты складской отрасли на конференции «Девелопмент малых складов: разделяй и властвуй».

Открыли конференцию с масштабным докладом о структуре формата Light Industrial и его потенциале в Московском регионе Александр Хомич, генеральный директор, Skladman USG  и Евгений Нумеров, управляющий директор, партнер Skladman USG.  «Что собой представляет формат Light Industrial? Это объекты складского и производственного назначения с отдельными блоками размером от 500 до 2500 кв. метров. Уже сейчас формат представляет четверть складского рынка с перспективой бурного роста. Капитализация данного сегмента в Московской области порядка 150 млрд рублей». Кроме того, эксперты компании Skladman USG рассказали о зарубежном опыте, в частности о том, что в Германии формат Light Industrial является лидером складского сегмента. Приводя статистику по Германии Е. Нумеров рассказал, что соотношение Light Industrial и Big Box смещается в пользу первых и составляет 65% от рынка складов. Отвечая на вопрос кому нужен такой формат, Е. Нумеров отметил, что «это — инфраструктура для малого и среднего бизнеса, они уже созрели для качественных складских помещений».  Так, что же мешает сейчас сегменту развиваться интенсивнее? По данным эксперта, собственники Big Box не хотят делить свои клады на более мелкие «апендиксы», но даже если разделить склад и получить участок в 1000 кв. м. есть проблема с обеспечением такого мелкого сектора: нет отдельного входа в офис, нерабочая геометрия. Что дает склад неудобным в использовании.

Нестандартные форматы недвижимости — вот главный тренд последних лет во всех сегментах. И именно в сфере складов зреет самый настоящий прорыв. О своем отношении к формату и ситуациях, с которыми им пришлось сталкиваться на изменившемся после 2014 года рынке рассказали эксперты отрасли.  Панельную дискуссию открыла Яна Кузина, вице-президент по девелопменту, Freight Village RU. Она рассказала, о структуре запроса на участки: «Большие перспективы развития у формата Light Industrial есть рядом с крупными индустриальными парками, именно там есть очень много запросов на небольшиеучастки и помещения до 3000 тыс. кв. метров от компаний, которые являются поставщиками или контрагентами работающих производств». Однако по мнению Анны Букринской, директора по развитию, DEGA Development, высокий интерес к так называемой мелкой нарезке связан, прежде всего, с кризисом, «в нашем индустриальном парке вплоть до 2013 года отлично покупались большие площади, строились большие объекты, а потом все резко изменилось. Мы приняли решение построить здания с небольшими помещениями, в надежде, что их быстро купят. В итоге, несколько зданий купили иностранные компании. При этом спрос на аренду небольших помещений действительно огромный».

Владислав Полторак, руководитель отдела продвижения новой продукции компании COMITAS, рассказал, развивая тему быстрой и эффективной сдачи склада, рассказал, как грамотно построить самонесущее сооружение практически любой конфигурации и окупить его за пять лет. Срок реализации строительства такого склада под ключ из модульных легковозводимых конструкций составляет 3-4 месяца.

Глеб Белавин, заместитель генерального директора по работе с арендаторами, УК MLP, развивал другую тему, которая больше волнует собственников уже готовых складов: как найти арендатора и на что ориентироваться при его поиске. По его словам, «надежность и эффективность арендатора связана с его платежеспособностью и объемом арендной планы которую он снимает, а не с объемом площади, которую он снимает, как думают некоторые. Более того, слишком большой размер может влиять на общий риск, потому что, если по истечении договора аренды он съедает, остаются большие площади, которые сложнее реализовать».

Рассуждая о популярности формата, спикер выразил мнение, что любому складскому девелоперу, который представлен на московском рынке интереснее и проще работать с большими арендаторами. «Но рынок Light Industrial был, будет и никуда не денется. Сейчас спрос выше из-за кризиса, но как только рынок восстановится все опять будут ориентироваться на крупных арендаторов. Так что уже сейчас надо под Light Industrial формировать отдельную нишу», — добавил он. С ним согласился Вячеслав Холопов, региональный директор, руководитель отдела складских и индустриальных помещений компании JLL: «Заниматься интереснее всего конечно крупными арендаторами, но реальность диктует иные условия.  Сейчас зачастую пласт для мелких копаний закрывают индустриальные парки, а что такое индустриальный парк – это такой «свечной заводик» на всю жизнь».

Говоря о городских малых форматах, Александр Подусков, директор по развитию, KR Properties отметил, что self-storage сейчас только растет: «Этот формат близок по сути к обсуждаемому нами Light Industrial. Ведь в self-storage состав арендаторов на физ.лица и юр.лица делится пополам по занимаемой площади. Это перехватывающие склады, мини-производства, онлайн-магазины.»

С градостроительной точки зрения о развитии складских форматов в черте города, рассказала Любовь Цветкова, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы. «Сейчас город развивает три основные программы: о реорганизации промзон, программа освоения Новой Москвы и программа реновации. И тут важно понимать, что при комплексном освоении необходимо строить не только жилье, но и рабочие места. И тут Light Industrial открывает новые перспективы для инвесторов и застройщиков».

Организатором конференции, состоявшейся 14 апреля выступила Ассоциация инвесторов Москвы, генеральный партнер мероприятия Skladman USG. Стратегический партнер конференции Freight Village RU, официальный партнер СOMITAS.